Кодекс безопасности для пассажира
Московский -университет -МВД РФ им. -В.Я. Кикотя разработал -«Стандарт -безопасного поведения пассажиров метрополитена», являющийся дополнением к имеющимся правилам поведения в метро. Новый документ предусматривает создание -криминологической карты метро и -открытие на станциях консультационных пунктов. В них представители полиции и служб метрополитена будут оказывать помощь пассажирам, попавшим -в беду. Отдельным пунктом идет предложение внести поправки в законодательство и ужесточить наказание за нахождение в метро -в пьяном виде.
Сотрудники Московского университета МВД исследовали метрополитен -как уникальную транспортную систему, которая ежедневно перевозит свыше 9 млн пассажиров. Метро, по мнению криминологов, может стать хорошей площадкой, где можно было бы внедрить и протестировать новые методики профилактики правонарушений. Тем более -что за последние пять -лет количество совершаемых преступлений в Москве постоянно росло, а в метрополитене, наоборот, снижалось.
— С 2011 года в метрополитене количество преступлений снизилось на 44%, — -рассказал «Известиям» профессор кафедры криминологии Московского университета МВД Валерий Уткин. — -Положительная тенденция в криминологической обстановке на метрополитене отмечалась и в 2016 году. Итоговые данные свидетельствуют об уменьшении числа преступлений на 18,4%. Метрополитен добился такого успеха неслучайно. Нормализовать обстановку в подземке удалось за счет увеличения финансирования безопасности Москвой и федеральными структурами, создания службы безопасности метрополитена и -внедрения новых технологий — -от рамок-металлоискателей до разветвленной системы видеонаблюдения.
По словам Валерия Уткина, немаловажно и то, что полицейские подразделения, работающие в подземке, избежали оптимизации штата, хотя в столичной полиции прошло сокращение. -Также поддержку полиции метрополитена оказывают Росгвардия и -курсанты Московского университета МВД.
Криминологическая ситуация в метрополитене, по словам Валерия Уткина, имеет непростую специфику. Среди пострадавших от преступлений значительная доля приезжих — -74%. Большинство преступников, «промышляющих» в метро, — -тоже приезжие (60%), что серьезно осложняет предупреждение и раскрытие преступлений. Тем не менее -в 2016 году раскрыто 40,8% преступлений, совершенных в столичной подземке, что заметно выше показателя раскрываемости по городу.
В числе потерпевших больше всего представителей виктимных категорий граждан, то есть тех, кому труднее всего постоять за себя. Среди пострадавших от преступников женщин —48%, пожилых людей — -3,7%, несовершеннолетних — -5,5%.
Тем не менее -пассажиры воспринимают метро как территорию безопасности. Соцопрос среди москвичей, постоянно пользующихся метро, показал, что 55% из них чувствуют себя в подземке в большей безопасности, чем на улицах города. По словам Валерия Уткина, принятие стандарта повысит реальную защищенность пассажиров.
— Мы исследовали виктимность, то есть особенности поведения человека, из-за которых он может стать потенциальной жертвой, — -объяснил -Валерий Уткин.
По итогам исследования были разработаны рекомендации, которые помогут пассажиру не стать персонажем -криминальной хроники. Другими словами, в защите жизни и здоровья граждан должны участвовать не только полиция, но и они сами.
Первое предложение — -разработка криминогенной карты метро, где были бы отмечены наиболее опасные станции и линии. Для определения степени их опасности криминологи предлагают ввести специальный коэффициент.
— Сейчас в метро считают криминогенными те станции, где совершается больше всего преступлений, — -уточняет Валерий Уткин. — -Но это не совсем объективно. Мы предлагаем свой расчет коэффициента преступности. Для -расчета надо будет поделить количество зарегистрированных преступлений на станции на число прошедших через нее  -пассажиров. То есть исходить из уровня опасности, которая угрожает пассажиру. Риск стать жертвой на станции, где на 1 млн пассажиров совершается 10 краж, больше, чем там где перевозят 3 млн, но совершается 20 краж.
Криминогенную карту предлагается размещать на видных местах станций, публиковать в газетах, транслировать на телеэкранах и на странице в интернете, которая открывается при подключении Wi-Fi в вагонах метро. Одновременно разработчики рекомендуют делать предупреждающие сообщения о криминогенных ситуациях на станциях.
— Будет логичным, если пассажир при загрузке интернета первым делом получит не рекламу, а сообщение о том, что он находится в зоне, где высока опасность карманных краж, — -пояснил -Валерий Уткин. — -Это поможет пассажирам, особенно приезжим, скорректировать свое -поведение, повысить бдительность.
Такая информация, по мнению разработчиков, не должна пугать людей.
— Соцопрос показал, что две трети пассажиров будут воспринимать эту информацию как помощь и сигнал - к тому, чтобы быть более внимательным, — -говорит Валерий Уткин.
Следующее предложение — -организация консультационных пунктов метрополитена.
— В вестибюле станции «Китай-город» и некоторых других сейчас открыты консультационно-информационные центры, — -продолжил Валерий -Уткин. — -Но там работают сотрудники метро, которые информируют, как проехать на нужную станцию. Участие в работе пунктов специалистов, владеющих правовыми знаниями, которые могли бы решать вопросы профилактики преступности, оказывать помощь жертвам и содействовать полиции, повысило бы уровень безопасности в метрополитене. На пунктах могли бы в качестве консультантов проходить практику курсанты Московского университета МВД и других юридических вузов города.
Такие пункты, по мнению криминологов университета, -особенно нужны на станциях, вблизи которых расположены вокзалы, пересадочные узлы, торговые центры и рынки.
По словам Валерия Уткина, москвичи, участвовавшие в соцопросе, отметили, что жертвами больше половины всех преступлений становятся нетрезвые пассажиры. Они провоцируют конфликтные ситуации, мешают движению поездов — -случаи падения на пути пьяных пассажиров не редкость.
— Необходимо ужесточить наказания для тех, кто в нетрезвом виде посещает метрополитен, — -уверен Валерий Уткин. — -Из-за остановки движения поездов метро город, его учреждения и предприятия теряют десятки миллионов рублей. Нетрезвый гражданин, как правило, выплачивает штраф в 1 тыс. -рублей. Максимум, что ему грозит, — -арест на 15 суток. Немаловажно и то, что на процессуальное оформление одного пьяного пассажира полицейский порой -тратит несколько часов, оставив свой пост. -
По мнению разработчиков стандарта, в федеральное законодательство надо внести ряд изменений. Например, повысить штрафы за появление в метро в пьяном виде, оставив арест на 15 суток, или предусмотреть другие меры наказания, упростив процедуру оформления административного правонарушения. Валерий Уткин уверен, что такие меры вызовут поддержку в обществе и будут способствовать профилактике преступлений в общественном транспорте. По его словам, рекомендации криминологов начнут внедряться полицией Московского метрополитена уже в 2017 году.
Читайте также:
Кражи в метро: что важно знать. Инфографика
Воры подземелья: полиция назвала самые криминогенные станции и линии московского метро
В Московском метро могут отключить сотовую связь